Главная  |  О компании  |  История

История

История города Выборга насчитывает более 600 лет, в то время как с первого упоминания о наличии в нем судостроения прошло более 500 лет.

Выборгский замок был основан шведами в 1293 году, но только 19.08.1403 шведским королем Эриком VIII Выборгу были дарованы права города. История судостроения в Выборге насчитывает несколько сотен лет. Первое официальное упоминание о существовании в Выборге корабельной верфи относится ко второй половине XV в., а в ХVI в упоминается о наличии в Выборге галерной верфи, принадлежащей шведскому адмиралтейству. Кроме того, имеются отрывочные сведения о постройке в Выборге морских судов для обеспечения заграничной торговли, датируемые XVII в.


В фaрватере судостроения


1947-1950гг.

Начало строительства завода — январь 1947 г. Потребовались значительные усилия для того, чтобы ускорить темпы строительства и одновременно с ними запустить выпуск продукции. 12 ноября 1948 г. было утверждено «Временное положение о введенном в частичную эксплуатацию заводе 870 МСП». Завод стал полноценным предприятием в составе Министерства судостроительной промышленности. К концу 1949 г. был построен временный корпусный цех, три стапеля, спусковые устройства и другие сооружения. В этом же году при плане сдачи первых двух барж было сдано восемь, а в 1950 г. уже 70. Происходит становление коллектива ВСЗ. Рабочей силой были молодые выпускники школы ФЗО-4, организованной на базе завода; их наставниками — квалифицированные электросварщики, судосборщики и мастера, командированные от завода «Судомех»(Ленинград). Пуск в эксплуатацию цеха по сборке сухогрузных барж был решающим в истории ВСЗ. Эти годы обеспечили возможность дальнейшего строительства завода, заложили основы его производительной деятельности.

1951-1953гг.

В 1950 г. вышло постановление правительства «О снижении стоимости строительства и ликвидации излишеств в проектах и сметах», за исключением уже строящихся объектов. Поэтому проект дальнейшего строительст ва ВСЗ был пересмотрен. Тем не менее в начале 50-х продолжаются совместные энергичные усилия проектировщиков, строителей и корабелов на площадках эллинга, блока корпусных цехов — закладывается большой задел новых производственных сооружений. Продолжается и производственная деятельность: налаживается поточный выпуск несамоходных барж.

1953-1956 гг.

Завод начинает осваивать более сложные заказы, в частности, самоходные баржи разных модификаций. Образуются новые цеха: корпусный (№8), монтажный (№6), ремонтный (№12), монтажно-сдаточный (№5), столярно-застроечный (№7). В сентябре 1954 г. впервые в закрытом помещении (эллинге) закладывается головной десантный корабль. В период с 1953-56 гг. было сдано 318 несамоходных и 20 самоходных барж, 3 малых десантных корабля. Эти годы показали, что коллектив завода научился справляться с трудностями, находить правильные и быстрые решения возникающих проблем; он пополнился и вырос качественно в сфере профессионализма как рабочих, так и инженерного состава. Иными словами, родилась и окрепла одна из главных традиций выборгских корабелов.

1956-1960 гг.

Новая судостроительная программа требовала ускорения строительства необходимых сооружений, в частности, ДНК — спускового устройства, поскольку новые заказы не позволяли производить спуск старыми методами. В 1958 г. ДНК была принята в эксплуатацию и служит заводу по сей день. Этот период явился непростым для судостроителей: при смене управления на совнархозы появились различные взгляды на дальнейшее развитие промышленности, что поставило ВСЗ в критическое положение. Было предложено перепрофилировать завод в машиностроительное предприятие либо вообще законсервировать его. Руководство ВСЗ, аппарат военного ведомства на заводе, партийный аппарат города, проектант завода институт ГСПИ-2 приложили максимум совместных усилий к тому, чтобы отстоять строительство завода как судостроительной верфи.

1960-1972 гг.

Вводятся в строй последние сооружения технологической цепочки производства. Предприятие получает возможность сосредоточиться на отработке технологий серийной постройки судов. В сжатые сроки заводу удается наладить выпуск крупных серий лесовозов (до 11 единиц в год). Слаженно, творчески трудится коллектив ВСЗ; по решению проблем и внедрению всех новинок техники и технологии он держит одно из первых мест в Министерстве. Именно тогда была заложена ещё одна из основных традиций выборгских судостроителей: хороший моральный климат, чуткость и внимательность к нуждам трудящихся.

1972-1975 гг.

Продолжается усовершенствование технологий, внедрение новой техники, сокращение трудоемкости и сроков постройки, улучшение условий труда. В частности, применение плазменных станков «Кристалл» с программным управлением увеличило скорость резки, точность деталей, значительно снизился объем пригоночных работ. коллектив ставит перед собой задачу довести выпуск судов до 16 единиц в год. Реализуется комплексная программа «Выборг», которая предусматривала проектирование, изготовление и освоение на ВСЗ комплексно-механизированных линий и участков для изготовления основных типовых узлов и секций. Идеи механизации производства, заложенные в этих проектах, сегодня уже на новой технике внедряются на многих заводах за рубежом. Но впервые они были воплощены здесь, на нашем заводе.

1975-1984 гг.

В судьбе ВСЗ начинаются коренные изменения. В конце 70-х для ВМФ строятся 2 судна спасателя(одно из них — «Михаил Рудницкий» — участвовал в спасательных операциях при авариях подлодок «Комсомольца» и «Курска»; оно до сих пор в строю). Сдаются и 2 поисково-обследовательских судна для обнаружения затонувших объектов на глубинах 2000-6000 м. Начинается переориентация завода на выпуск технических средств освоения континентального шельфа. При отделе главного технолога на ВСЗ создаётся бюро перспективного планирования развития мощностей, которое координировало эту работу со стороны завода. Работы по реконструкции ВСЗ начались, но отсутствие специального постановления правительства затрудняло решение ряда важных вопросов отвода земли и строительства. Завершение перепрофилирования завода на новую продукцию пришлось завершать уже под руководством нового директора. С 1978 года ВСЗ осваивает новую продукцию — плавучие буровые установки для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе. На первом этапе освоения ППБУ завод поставил для эксплуатации на Каспийском море с окончательной сборкой в Астрахани полностью готовые 900 тонные блок-модули и понтоны на 6 ППБУ. Объем поставок ВСЗ составил около 35 % всего объема поставки ППБУ.

1984-1993 гг.

В 1984-1993 гг. осуществляется программа перевооружения предприятия, внедряется система гибкого автоматизированного производства(ГАП) в сборочно-сварочном цехе по плазменной резке металла. Впервые в советском судостроении, монтируется большая сеть из персональных компьютеров (около 40), внедряется система автоматизированного проектирования судов — FORAN на базе мощных графических станций. С 1985 по 1991 год для открытых морей завод построил в полном объеме «под ключ» 4 ППБУ. В 1990-1993 годах были впервые в СССР сданы для эксплуатации в открытых морях две СПБУ типа «Мурманская». Отличительной особенностью проекта является конструкция опорно-подъемного устройства. В отличие от большинства СПБУ со сплошной зубчатой рейкой по всей длине опор на СПБУ «Мурманская» применено перехватывающее шаговое устройство без наличия рейки на опоре.

1993-1997 гг.

1993 год — рубеж судьбоносных изменений в жизни завода: ВСЗ закончил свою историю как государственное предприятие. Начинается новая жизнь, поиск заказов в новых условиях, когда основные заказчики оказались без необходимых средств. В частности завязываются контакты с норвежской компанией Мосс Технолоджи, которая предложила контракт на ремонт и модернизацию поврежденной ППБУ «Одиссей». Через несколько лет эта установка превратится в проект, не имеющий аналогов в мире — космический стартовый комплекс «Sea Launch» — «Морской Старт»; и это тоже будет здесь, в Выборге.

1997-2000 гг.

23 июля 1997 г. ВСЗ сменил свое название на ОАО «Квернер-Выборг Верфь» и вошел в состав концерна. В качестве основных задач выступали реорганизация структуры управления, снижение накладных расходов с целью повышения конкурентоспособности завода. Изменилась система планирования и отчетности, приблизившись к западным стандартам. Объединялись отдельные подразделения, убиралась лишняя техника. В 1999 г. концерн объявил о продаже 13 верфей, в том числе и выборгской. После длительных переговоров «Квернер АС» определился с покупателем акций завода.

2000 – 2006 гг.

13 марта 2000 года было подписано соглашение о продаже пакета акций в пользу ЗАО АКО БАРСС. Завод также сменил своё название на ОАО «Выборгский Судостроительный завод». За эти годы были построены серия траулеров и серия судов снабжения морских платформ для норвежских заказчиков, выполнен контракт на постройку шести танкеров для компаний из Казахстана. Завод активно участвовал в различных программах по освоению шельфа, в частности, в строительстве морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». Выборгским предприятием было осуществлено изготовление многофункциональной полупогружной платформы со свободной палубой по проекту Moss Maritime AS. Была освоена новая рыночная ниша — был построен и спущен на воду скоростной патрульный катер «Гарпун».

15 сентября 2006 года произошли изменения в структуре акционерного капитала ОАО «Выборгский судостроительный завод».

2006 - 2012 гг.

В сентябре  2006 года ЗАО «АКО БАРСС» уступил принадлежащий ему контрольный пакет акций группе физических лиц. На первом же собрании акционеров было принято решение ориентировать производственные мощности завода на строительство платформ и судов для газовой и нефтяной промышленности. В этот период были продолжены работы по строительству судов снабжения морских платформ для норвежских заказчиков, также Выборгский судостроительный завод изготовил насыщенный корпус судна-носителя подводных аппаратов.

В 2007 году верфь выиграла тендер на строительство двух ППБУ ("Полярная звезда" и "Северное сияние") по проекту Moss CS-50 MkII. В целях ускорения разработки проекта и строительства ППБУ нижний корпус изготовил Выборгский судостроительный завод, а верхнее строение - корейская компания Samsung Heavy Industries. В июле 2010 года в Корее была произведена уникальная технологическая операция по наплыву и стыковке верхнего строения ППБУ "Полярная звезда" на нижнее основание. В ноябре 2010 года такая же операция была проведена для второй платформы "Северное сияние".

2012 г.- по настоящее время

С мая 2012 года  ПАО «Выборгский судостроительный завод» входит в состав  Объединенной судостроительной корпорации (ОАО «ОСК»). В настоящее время основным направлением деятельности предприятия является строительство судов повышенной сложности (суда снабжения, ледоколы, суда ледового класса), а также строительство буровых платформ для разработки морских шельфовых месторождений и различных видов судов обеспечения платформ.

В феврале 2012 года верфь подписала контракты на строительство линейных дизельных ледоколов проекта 21900 М мощностью 16 МВт. Закладка ледоколов прошла в октябре-декабре 2012 года. Два ледокола строятся верфью "под ключ", в реализации ещё одного судна принимает участие субподрядчик - финская верфь Arctech Helsinki Shipyard. Передача заказчику головного ледокола "Владивосток" состоялась в соответствии с контрактными сроками в октябре 2015 года, второго в серии судна "Мурманск" в декабре 2015 года.

Кроме того, Выборгский судостроительный завод ввел в эксплуатацию полупогружную баржу, которая позволила усовершенствовать технологию постройки заказов с уменьшением стоимости и сроков выполнения работ, а также сняла часть инфраструктурных ограничений верфи по максимальной ширине, строящихся судов.

Наверх

Разработано в TomStudio
Россия 188800 Выборг
Приморское шоссе 2 б